С момента своего запуска в 2014 году Programma il Futuro помогла превратить Италию в центр преподавания информатики.

«Я всегда ценила красоту того места, где живу, - говорит Розальба Чаффоне, учитель естествознания в Istituto Comprensivo Joseph Stella, начальной школе Муро Лукано, городка с захватывающими видами в менее процветающей южной части Италии. «Но это далеко не все и не все».

Расположенный на вершине оврага, с живописными домами, построенными на террасах, Муро Лукано видел свою долю истории в своем насыщенном событиями существовании, включая землетрясения и войны. Тем не менее, под руководством г-жи Чаффоне, которая тридцать лет назад начала свою карьеру учителем для детей с особыми потребностями, этот город с населением 6000 человек готовится к другой задаче в цифровую эпоху: обучению новым навыкам, таким как программирование.

«Я всегда видела в информатике возможность соединить людей Муро Лукано, а следовательно, и детей моей школы, с миром», - говорит она. «И поэтому я ухватился за прекрасную возможность, которую предлагала Programma il Futuro, и превратил свой класс в небольшую армию программистов: у нас не было отличного оборудования или больших ресурсов, но важен не компьютер, а то, что внутри вашего голова."

Классы г-жи Чаффоне за последние семь лет выиграли четыре приза Programma il Futuro, в том числе один для Bee Bot, маленького робота, который помогает знакомить детей с основами робототехники. В 2015 году их чествовали тогдашний министр образования Италии Стефания Джаннини.

Она - одна из историй успеха Programma il Futuro, частной инициативы, основанной на учебной программе Code.org по расширению доступа к образованию в области информатики. Незаметно для себя программа помогла превратить страну, более известную своей едой и модой, в центр обучения программированию.

По данным Всемирного банка, Италия занимает 23-е место в мире по численности населения с 60,5 миллионами человек и 25-е место в мире по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения. Тем не менее, он занимает пятое место в общем количестве учетных записей Code.org (после США, Турции, Великобритании и Австралии) и пятое по количеству учетных записей и использованию учебной программы Code.org для начального образования (основы компьютерных наук).

Как Италия достигла этих показателей в сфере образования в области информатики? Все началось с того, что в 2014 году Энрико Нарделли запустил Programma il Futuro, чтобы продвигать обучение программированию с упором на начальные школы.

Нарделли, профессор компьютерных наук в Римском университете Тор Вергата и президент Европейской информатики, считает, что информатика для современного цифрового общества является тем же, чем были классические научные предметы, такие как математика, физика или биология, для индустриальной эпохи. Я не совсем понимаю, почему мы добились такого успеха в Италии, но у меня есть некоторые предположения, - говорит он во время видеоконференции из Рима, в которой к нему присоединился Франческо Лаккья, руководитель отдела переводов в Programma il Futuro.

Почему популярно кодирование

«С культурной точки зрения, Италия всегда была очаровательной для Соединенных Штатов», - говорит Нарделли, что помогает объяснить, почему итальянцы считали Code.org привлекательным.

И учебная программа Code.org играет ключевую роль. «Материал почти само себя учит», - говорит Нарделли. «Нам нужно было только представить его, чтобы школы приняли его».

Но успех программы застал Нарделли врасплох. В 2019–2020 годах программой обучались почти три миллиона студентов, что составляет около одной трети всех итальянских школьников. В проекте принимают участие 38 000 учителей из 7 000 школ по всей стране.

Г-жа Чаффоне, учитель Муро Лукано, предлагает более простое объяснение. «В школе все делается с большой любовью», - говорит она. «Не важно делать великие дела: важно то, что они делаются с любовью. Все остальное следует. Я начал свою работу с Programma il Futuro как игру, как и все, что впоследствии стало важным ».

Лидерство тоже имеет значение. «Тренер играет здесь фундаментальную роль: он должен очень хорошо учить своих игроков, что нужно делать на площадке, чтобы достичь своих целей», - говорит Марко Белинелли, первый итальянец, выигравший титул НБА в 2014 году, играя за «Сан-Антонио Спёрс». в видео, в котором он поддерживает Programma il Futuro, видя сходство между кодированием и баскетболом. «По своему опыту с баскетболом я понял, что помимо индивидуальных талантов, командная игра имеет основополагающее значение».

На видео можно увидеть Белинелли в школе, которую он посещал в Сан-Джованни-ин-Персичето, Болонья, в игре, которую школьники разработали благодаря Programma il Futuro, где пчела учится добывать нектар и делать мед. «Но пчела не ошибается!» - говорит Белинелли, сравнивая это с баскетбольным тренером, который учит своих игроков, как забивать.

Можно ли повторить успех Programma Il Futuro где-нибудь еще? Нарделли предостерегает от соблазна применить ту же формулу к другим странам и ожидать тех же результатов, несмотря на различия в культуре и доступности ресурсов.

Но он выделяет некоторые ключевые факторы, включая поддержку правительства и предоставление интересных материалов на местном языке. Последнее имеет решающее значение: много усилий Programma il Futuro ушло на перевод материалов Code.org.

Обучение программированию

Маурицио Боскайни, преподаватель информатики с 1995 года, одним из первых применил инструменты, предлагаемые Programma Il Futuro. «Имея очень базовые знания, мои студенты учатся программировать», - говорит он во время интервью в Istituto Tecnico Industriale Guglielmo Marconi, в Вероне, на севере Италии.

В прошлом году группа студентов во главе с Боскайни выиграла приз Programma il Futuro за приложение, которое они разработали для просвещения общественности об утилизации и переработке отходов. По словам Боскаини, нынешнее поколение студентов более интуитивно понятно и чувствует себя как дома со всеми цифровыми вещами.

В Портогруаро, городе в регионе Венето, учительница Сандра Герра отмечает связанный с этим сдвиг внимания своих учеников с компьютеров на смартфоны. По ее словам, это проблема, поскольку компьютер предлагает более широкий спектр возможностей, чем смартфон, чтобы воспользоваться такими ресурсами, как Code.org.

Ее ученики получили главный приз Programma il Futuro за MBot, робота, который они построили с использованием кода, который они узнали на Code.org. «Это абсолютно незаменимо», - говорит она о Code.org, показывая робота, ухмыляющееся маленькое существо, на столе в классе информатики.

Заглядывая в будущее

Programma il Futuro потратила на все это всего 100 000 евро в год, - улыбается Нарделли. Эти деньги платит его команде сотрудников - Нарделли не получает деньги от Programma il Futuro и живет на свою зарплату профессора университета. Представьте, что мы могли бы сделать с в десять раз больше, - говорит он. [Примечание редактора: Programma il Futuro также принимает пожертвования. Вы можете «сделать пожертвование здесь]

Одна из следующих задач Нарделли - расширение Programma il Futuro за счет обучения большего числа учителей. «Это важно, потому что учитель приходит, чтобы научить программированию этих семилетних детей, которые знают смартфоны наизнанку и получают вопросы, на которые они не могут ответить», - заключает он. Наращивание потенциала учителей по всей Италии будет сложной задачей, к которой Programma il Futuro, с ее прошлыми успехами, безусловно, готова.

-Леонардо Ортис Вильякорта, Code.org