Электронная коммерция сильно изменилась с момента ее появления. Это не всегда были хорошо спроектированные магазины с обширными функциями и тщательно спланированным пользовательским опытом. Многое из фундаментального и базового сегодня было революционным, когда было открыто в свое время.

В этой статье мы рассмотрим историю электронной коммерции, раскроем несколько старых, но успешных веб-сайтов электронной коммерции и выделим основное отличие от электронной коммерции сегодня.

1979: Майкл Олдрич и первая попытка электронной коммерции

В 1979 году Майкл Олдрич изобрел интернет-магазины через телевизоры. Это было задолго до изобретения Интернета и Всемирной паутины (WWW). Он изобрел его, подключив модифицированный домашний телевизор к компьютеру для обработки транзакций через внутреннюю телефонную линию.

Майкл Олдрич считал, что Видеотекс был революционным средством коммуникации, универсально применимым и интерактивным, и первым в своем роде с момента изобретения телефона.

После его изобретения изобретение Майкла использовали две компании: Gateshead SIS с Tesco и Bradford Centrepoint с Wm. Моррисон. Это позволило потребителям открыть телевизор и выбрать продукты в местном супермаркете. Затем заказ будет отправлен по телефонной линии в местный Tesco, где заказанные товары будут упакованы и отправлены потребителю.

1984: Электронный торговый центр CompuServe

Источник изображения

CompuServe была одной из первых компаний, приблизившихся к опыту электронной коммерции. Это был популярный сетевой сервис, который предоставлял пользователям электронную почту, доски объявлений и многое другое.

В 1984 году CompuServe добавила услугу под названием Электронный торговый центр, которая позволяла пользователям покупать товары у более чем 100 интернет-магазинов через простой интерфейс командной строки, где клиенты могли просматривать различных поставщиков, категории продуктов и даже вводить кредитную информацию для последующих покупок.

Посмотреть демо всего этого можно здесь.

1992: Book Stacks Unlimited, предшественник Amazon

Источник изображения

Вопреки распространенному мнению, Amazon не был первым книжным интернет-магазином. Book Stacks Unlimited была создана в 1992 году, за три года до Amazon. Он начинался как доска объявлений с коммутируемым доступом. Затем в 1994 году они запустили веб-сайт Books.com, который в конечном итоге был приобретен Barnes & Noble.

Book Stacks Unlimited не только предлагал 500 тысяч наименований, но и предоставлял такие функции, как редакционные рекомендации книг, резюме книг, интервью RealAudio с авторами, поиск книг и многое другое.

1994: NetMarket и первая продажа в Интернете

Источник изображения

В 1994 году Дэн Кон создал NetMarket, который продавал различные компакт-диски и книги. Затем он отметил первую продажу продукта через Интернет с использованием кредитной карты: компакт-диск Ten Summoner’s Tale Стинга.

Согласно Нью-Йорк таймс, освещавшей тогда эту историю, это была первая розничная транзакция в Интернете с использованием доступной версии мощного программного обеспечения для шифрования данных, разработанного для гарантии конфиденциальности. Дэн Кон сказал о покупке, что даже если АНБ подслушивал, они не смогли получить номер его кредитной карты.

1994–1999: запуск гигантов электронной коммерции

1994: PizzaNet (PizzaHut)

Источник изображения

В 1994 году PizzaHut создала PizzaNet, свою службу онлайн-заказов. Это не только позволяло клиентам делать заказы из меню, но также позволяло им индивидуализировать пиццу.

Скептически относясь к тому, как можно использовать веб-сайт, местный ресторан всегда звонил клиенту, чтобы проверить заказ, чтобы свести к минимуму риск шутников.

1995: Амазонка

Источник изображения

Amazon был запущен в 1995 году как книжный магазин. Хотя дизайн не был слишком привлекательным, в нем были функции, которые были передовыми для своего времени: виртуальная корзина, безопасный способ ввода данных кредитной карты, внутренняя поисковая система, обзоры продуктов и многое другое.

В самом начале инженеры Amazon использовали C для кодирования многих функций веб-сайта и использовали Berkeley DB для хранения данных веб-сайта.

1996: eBay

Источник изображения

eBay (первоначально Auction Web) был запущен в 1996 году. Это был единственный в своем роде веб-сайт онлайн-аукционов, обеспечивающий торговую площадку от человека к человеку. Покупатели представляли свои продукты, а клиенты делали ставки на товары, чтобы в конечном итоге купить их.

eBay изначально был бесплатным. Однако, поскольку их трафик резко увеличился, основатели eBay были проинформированы, что им необходимо обновить свою учетную запись хостинга. Это привело к тому, что они брали комиссионные с заявок на финансирование веб-сайта.

1997: Яблоко

Источник изображения

Стив Джобс вернулся в Apple в 1997 году. Его первым направлением деятельности было улучшение присутствия Apple в мире электронной коммерции. Apple запустила свой новый и улучшенный веб-сайт электронной коммерции в конце 1997 года, направленный на улучшение качества обслуживания клиентов.

1998–1999: Найк

Источник изображения

Nike создала свой первый веб-сайт в 1997 году. Однако в основном он был ориентирован на то, чтобы больше информировать своих потребителей о Nike и их продуктах, а не продавать эти продукты в Интернете.

В 1998 году веб-сайт Nike был улучшен, чтобы предоставить потребителям возможность индивидуализировать свою обувь Nike. Только в 1999 году Nike перешла от редакционного контента к интернет-магазину.

2000–2005: крах доткомов

В 1990-х годах Интернет привлек большое внимание и получил широкое распространение. Веб-стартапы получили большое финансирование, и всем компаниям внезапно потребовалось «перейти в Интернет». Позже последовало то, что сейчас известно как крах доткомов в марте 2000 года, когда индекс Nasdaq упал примерно на 77% менее чем за три года.

Крах доткомов погубил многие компании электронной коммерции и Интернета, добившиеся успеха в 1990-е годы. Это затронуло даже такие крупные компании, как Amazon. Тем не менее, некоторые компании, такие как eBay, процветали, несмотря на встречный ветер.

SnowDevil и Shopify

В 2004 году был запущен SnowDevil, который в итоге стал искрой, которая зажгла Shopify. Тобиас Лютке и Скотт Лейк хотели продавать сноуборды через Интернет, но не смогли найти программу, которая помогла бы им в этом.

Первоначально они использовали различные инструменты и сервисы, такие как магазины Miva, OsCommerce и Yahoo. Тем не менее, они часто сталкивались с проблемами, пытаясь воплотить свое видение в жизнь. По словам Лютке, у них был отличный макет на основе CSS, сделанный со всеми этими новыми клыкастыми «веб-стандартами». Однако отсутствие возможности настройки, которую предоставила Yahoo, едва позволило ему изменить цвет фона верхней рамки.

Итак, Лютке и Лейк решили создать решение, которое решит не только их проблему, но и проблемы бизнеса по всему миру. Они построили Shopify в 2007 году и превратили SnowDevil в демонстрационный магазин Shopify, воплотив свое видение в жизнь.

Shopify теперь поддерживает более 4,5 миллионов веб-сайтов по ​​всему миру.

Примечание о дизайне 2000-х годов

Оглядываясь назад на некоторые дизайны начала 2000-х годов, вы заметите, что в них был значительный прогресс по сравнению с HTML, почти только дизайн текста и беспорядочных изображений, которые доминировали в 1990-х.

Источник изображения

Несмотря на то, что дизайн по-прежнему оставался неуклюжим и загроможденным, в нем явно использовались макеты и разные цвета. Веб-сайты электронной коммерции в то время также начали использовать некоторые элементы, которые теперь являются основными для электронной коммерции, такие как меню навигации и боковая панель для категорий.

В течение этого периода технологические гиганты, такие как Amazon и eBay, продолжали вводить новшества с новыми функциями, которые теперь являются основными функциями электронной коммерции. Amazon добавила такие функции, как Поиск внутри книги, позволяющие покупателям искать слова внутри книг. eBay также добавил функцию живого чата для поддержки клиентов.

Источник изображения

2006–2010: рост платформ электронной коммерции.

После краха доткомов компании и магазины электронной коммерции неуклонно набирали обороты, и появились новые платформы электронной коммерции.

В 2007 году компания Varien создала Magento, а позже ее приобрела eBay. Вначале Varien строила свою платформу на osCommerce. Однако они сочли его неспособным вместить все функции и функции, которые они имели в виду. Поэтому они решили создать новое решение с открытым исходным кодом с нуля.

За прошедшие годы Magento превратилась в одну из лучших платформ электронной коммерции с открытым исходным кодом в свое время. За первый год его скачали более 500 тысяч раз. Популярность Magento обусловлена ​​возможностями настройки, которые он предоставляет, а также его открытым исходным кодом. Это позволило компаниям отказаться от проприетарных решений и полностью взять на себя ответственность за свой магазин.

Источник изображения

BigCommerce был запущен в 2009 году, после того как его основатели встретились в онлайн-чате программирования. BigCommerce изначально хотел предоставить решение только для корзины покупок под названием Interspire. Однако их потребителям было трудно вручную найти, установить и обновить свое программное обеспечение на сервере, что привело к переходу с Interspire на BigCommerce.

BigCommerce завоевала популярность среди предприятий, которые не хотели возиться с техническими аспектами электронной коммерции, но все же хотели иметь возможности настройки, которые позволяли им расти и масштабироваться. К 2011 году BigCommerce обслуживала почти 10 000 магазинов.

Источник изображения

2010–2020: Головоломка платформы

В начале 2010-х годов электронная коммерция быстро развивалась, и за десятилетие глобальные продажи электронной коммерции выросли в 8 раз.

В течение этого периода в электронной коммерции произошло много изменений в поведении пользователей по мере появления новых платформ, которые эффективно изменили то, как пользователи взаимодействовали с брендами в Интернете.

Изменения дизайна

2010-е годы демонстрируют значительное улучшение дизайна и функциональности, предоставляемых интернет-магазинами. Многие из функций, которые были тщательно реализованы в 1990-х и начале 2000-х годов, стали основой каждого интернет-магазина.

Поскольку все больше компаний переходят на рынок электронной коммерции, каждая из них должна выделяться благодаря уникальному брендингу и дизайну. Платформы электронной коммерции, которые начали появляться в конце 2000-х, предоставляли больше настраиваемых параметров для витрины.

Это также привело к появлению новых технологий, концепций и подходов, которые изменили бы веб-сайты в целом, включая витрины магазинов электронной коммерции. Такие концепции, как Jamstack, придуманные Netlify в 2015 году, и запуск фреймворков для создания статических сайтов, таких как Gatsby или Next.js, позволили компаниям лучше контролировать дизайн своей витрины и обеспечить лучший пользовательский опыт.

Мобильная коммерция

2010-е также ознаменовались ростом мобильной коммерции. Предприятия электронной коммерции начали развертывать мобильные приложения, которые позволяли их потребителям получать доступ к тем же веб-функциям со своих смартфонов. Это прошло свою собственную временную линию эволюции, начиная с простого дизайна и заканчивая более гладким и адаптированным для пользователей дизайном.

Это подняло развитие магазинов электронной коммерции с обслуживания только веб-сайта на несколько платформ. Разработчикам необходимо было спроектировать и создать API-интерфейсы в своих существующих системах, чтобы обеспечить мобильную разработку.

Источник изображения

Социальная коммерция

В середине 2010-х начала появляться социальная коммерция. В 2015 году Pinterest запустил свои первые возможности для покупок через Buyable Pins. Пользователи могли покупать товары в Pinterest. Instagram также анонсировал Instagram Shop в 2018 году, который позволяет пользователям просматривать и покупать товары у компаний, не выходя из Instagram.

С появлением социальной коммерции у предприятий появилась еще одна платформа для привлечения новых клиентов. Компании инвестировали в стратегии социального маркетинга, чтобы потенциальные клиенты могли узнавать о своих продуктах через эти платформы и, в свою очередь, превращаться в покупателей.

Источник изображения

Stripe и появление новой инфраструктуры электронной коммерции

По мере развития платформ электронной коммерции начал появляться новый тип инфраструктуры для дальнейшего улучшения опыта коммерции. От аналитики и инструментов, ориентированных на серверную часть, до новых решений, решающих сложные вопросы, связанные с такими областями, как оплата и распространение.

Братья Патрик и Джон Коллисон основали одно из самых заметных инфраструктурных решений в эту новую эру коммерции в 2010 году. Из-за своих побочных проектов им было трудно принимать платежи в Интернете, и они хотели это исправить. Таким образом, они разработали быстрое решение за 2 недели и смогли обработать свою первую транзакцию. Сделав несколько итераций в течение следующих нескольких месяцев, они запустили Stripe под названием dev/payments.

Источник изображения

Как видно из его первоначального названия, Stripe изначально предназначалась для разработчиков. Затем основатели поняли, что Stripe решает проблемы, с которыми сталкивается весь Интернет. По словам Патрика, существующие решения, такие как PayPal и Google Checkout, были «этими запутанными вещами, и они хотели решить то, что эти существующие решения не могли решить.

Stripe изменила платежный ландшафт, облегчив каждому возможность начать продажи в Интернете, а также предоставив платежную инфраструктуру, которая облегчила создание пользовательских настроек. Впоследствии многие стартапы взяли на себя обязательство охватить другие области инфраструктуры электронной коммерции с помощью аналогичных подходов, ориентированных на разработчиков.

2020-е и модульность электронной коммерции

Ландшафт электронной коммерции эволюционировал и теперь включает не только Интернет в качестве канала продаж, но и мобильные приложения, социальные приложения и многое другое. Это породило потребность в решениях для электронной коммерции, которые обеспечивают многоканальную поддержку, гибкость внешнего интерфейса и широкий набор функций.

Чтобы удовлетворить эти потребности, в 2020-х годах новые и существующие решения для электронной коммерции начали использовать безголовые и составные архитектуры. Поскольку требования к электронной коммерции сильно изменились, прежние методы, используемые для создания приложений электронной коммерции, которые изначально были монолитными и тесно связанными, теперь ограничивают возможности. Разработчики теперь ищут модульные решения, которые менее жесткие и открыты для настройки. Это сняло бы ограничения для их бизнеса и необходимость в хакерских обходных путях.

Рост точечных решений, ориентированных на конкретные области электронной коммерции, позволил перейти к модульным решениям. Разработчики могут комбинировать эти сервисы и создавать современный стек продуктов, отвечающий точным требованиям бизнеса без ущерба для масштабируемости.

Поскольку электронная коммерция и технологический сектор в целом представляют собой быстрорастущий ландшафт, новые тенденции будут продолжать расти и падать. Однако одно остается неизменным на протяжении многих лет: предприятия будут продолжать стремиться превзойти свой текущий потенциал. Чтобы они могли внедрять инновации и создавать уникальные возможности, решения для электронной коммерции должны использовать модульный подход, обеспечивающий масштабируемость и гибкость.